Как цифровизация меняет грузовые перевозки РЖД и помогает решить задачи бизнес-заказчиков.
Услуги железнодорожных грузоперевозок заказывают те же самые люди, которые привыкли решать личные задачи — платить налоги, оформлять документы, заказывать такси и продукты — в удобном цифровом формате. На b2b-рынке им тоже нужна возможность сделать и оплатить заказ, проверить доставку груза и получить отчетные документы со своего гаджета, не заходя в офисы РЖД. Поэтому трендом грузовых перевозок стала цифровизация клиентского опыта.
Еще один тренд — мультимодальная бесшовная логистика. Требуется доставить груз не просто от станции до станции, а из одной конечной точки в другую — скажем, вагонами и автомобилями.
«Для этого нужно объединить в одной системе нескольких перевозчиков и обеспечить бесшовное взаимодействие со всеми органами исполнительной власти, контролирующими разные типы перевозки: наличие всех нужных сопроводительных документов, отчетность и так далее, — говорит Александр Ворошнин, заместитель начальника центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». — Эту задачу тоже не решить без цифровизации».
Создание новых цифровых сервисов для бизнеса затрагивает все процессы внутри компании и требует комплексного подхода к трансформации. Сегодня ряд направлений такой работы в РЖД стал приоритетным.
1. Оптимизация бизнес-процессов
Чтобы снизить издержки и трудозатраты — и собственные, и своих клиентов — РЖД выстраивают оптимальные процессы доставки грузов. Александр Ворошнин приводит в пример сервис «РЖД Маркет» — маркетплейс, где продавец размещает, а покупатель приобретает товар с учетом доставки по железной дороге: «Раньше клиент сам искал вагоны для доставки, заключал и оплачивал договоры на перевозку с РЖД и на аренду с собственником вагонов. На «Маркете» он подписывает один договор оферты и делает один платеж. Так мы оптимизируем логистику для клиентов».
2. Электронный документооборот
В «доцифровую» эпоху в четырех основных перевозочных документах надо было от руки заполнить более 85 ячеек, а всего для взаимодействия с клиентами использовалось свыше 30 форм бланков. Неудивительно, что первым шагом цифровизации РЖД стало создание электронного документооборота. Оцифровка перевозочных, первичных и учетных документов в разы снижает трудозатраты на их оформление и существенно сокращает риск ошибок.
3. Большие данные и ИИ
Предиктивная аналитика помогает выявить тенденции и предсказать спрос на грузоперевозки, определить ключевые направления и в конечном итоге эффективно управлять железнодорожной инфраструктурой.
4. Бесшовная логистика
При отправке груза клиент взаимодействует не только с перевозчиком, но и с собственниками вагонов и с органами власти. Для каждой стороны требуются определенные документы, например санитарные, о размещении груза в вагоне и прочие. Чтобы упростить их оформление и сделать перевозку бесшовной, не требующей дополнительного участия клиента при взаимодействии с другими сторонами, в РЖД работают над оцифровкой сопроводительных документов и интеграцией своих систем с государственными.
5. Экосистемность
Другие транспортные компании также цифровизируют свою работу. Чтобы связать между собой системы разных компаний и сделать возможным сотрудничество при перевозках, необходимы общие экосистемные решения.
6. Информационная безопасность
В цифровых системах РЖД используется огромный массив данных. Компания постоянно совершенствует безопасность их передачи, хранения и использования.
По словам первого заместителя начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Германа Суконникова, эти приоритеты учитываются и в Стратегии цифровой трансформации компании. «После обновления в 2023 году в ней сделан акцент на дистанционном взаимодействии с b2b-клиентами, расширении мультимодальных перевозок и максимальной цифровизации процессов перевозки», — отмечает он.
Многим заказчикам требуется доставить груз не просто от станции до станции, а из одной конечной точки в другую — скажем, вагонами и автомобилями.
На РЖД приходится почти половина грузооборота России (47,5% по данным за 2022 год), а без учета трубопроводного транспорта компания обеспечивает 87% грузооборота страны. Ее услугами пользуются как системообразующие корпорации, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Новые цифровые решения помогают закрывать потребности всех сегментов бизнес-заказчиков.
Основная «боль» крупного бизнеса в плане железнодорожной логистики — это массовое перенаправление грузов с запада на восток. Например, по итогам 2022 года поток контейнеров в дальневосточные порты вырос на 24%, а перевозки грузов в сообщении с Китаем увеличились к уровню 2021 года на 26%, достигнув исторического максимума в 123 млн тонн. За 10 месяцев 2023 года в сообщении с КНР РЖД перевезли свыше 132 млн тонн, превысив уровень всего 2022 года на 7,5%. Адаптироваться к резкому изменению нагрузки удалось во многом благодаря применению цифровых инструментов.
«Для оценки возможностей инфраструктуры железных дорог при согласовании заявок клиентов на перевозку грузов используется цифровая динамическая модель загрузки инфраструктуры. Система призвана сделать более эффективным и прозрачным процесс организации грузоперевозок на сети РЖД, повысить качество обработки информационных потоков и структурирования данных, — рассказывает Александр Ворошнин. — Она анализирует заявки на перевозку, учитывает загрузку и пропускную способность магистралей и выдает рекомендации по организации логистики». В 2022 году ОАО «РЖД» с помощью цифровых инструментов удалось организовать для 700 предприятий индивидуальные маршруты перевозок продукции (в основном на восток). Благодаря этому они смогли сохранить свое производство и рабочие места.
На базе технологии блокчейн РЖД создали сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распределенный реестр данных грузовых перевозок».
«Сервис позволяет сделать транспортировку грузов по железной дороге максимально доверительной, — рассказывает заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Инесса Яковлева. — Он обеспечивает детальный онлайн-контроль перевозочного процесса и создает цифровой след для всех операций на станциях отправления, прибытия и в пути следования. Распределенный реестр данных позволил сформировать единое цифровое пространство для всех участников перевозочного процесса. Система мгновенно создает и проверяет транзакции, экономит средства, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, исключает влияние человеческого фактора при передаче данных».
Основная «боль» крупного бизнеса в плане железнодорожной логистики — это массовое перенаправление грузов с запада на восток
Доля МСП в общем объеме погрузки сети РЖД растет уже несколько лет и достигла 13,6%. Малому и среднему бизнесу важна простота перевозки, возможность отправить небольшую партию груза и найти рынки сбыта. Эти потребности сегодня закрывает сервис «РЖД Маркет», он помогает найти покупателей и доставить им груз.
Кроме того, РЖД развивают для представителей МСП специальные сервисы по отправке сборных экспортных грузов в контейнерах. Так, в августе 2023-го РЖД и Российский экспортный центр (РЭЦ) запустили «Экспортный экспресс МСП» — сервис по отправке сборных грузов на крупнейший рынок сбыта — в Китай. Экспортер, который не набирает груза на целый контейнер, может арендовать в нем отдельные паллето-места по фиксированной ставке.
В скором времени этот сервис станет цифровым и будет интегрирован в информационную систему РЭЦ «Одно окно». Будущий цифровой сервис обеспечит клиентам из сегмента малого и среднего бизнеса возможность дистанционной подачи заявки на международную перевозку товаров и ее согласование оператором. Также у пользователей появится возможность заключения договора перевозки в электронной форме, выставления счета и подтверждения факта оплаты, отслеживания подвижного состава и груза и предоставления закрывающих документов по перевозке и последующего получения мер господдержки.
Будущий логистический рынок в РЖД видят как набор экосистем различных перевозчиков, способных взаимодействовать друг с другом.
«Мы сейчас создаем цифровую платформу мультимодальной логистики «Мультилог», которая будет работать как конструктор логистических цепей и объединит перевозчиков и разные виды транспорта в общей системе, — рассказывает Александр Ворошнин. — В дальнейшем возможности сервиса будут расширяться. Можно будет заказывать перевозки с участием речного и морского транспорта, международные перевозки, а также сопутствующие услуги страхования, факторинга и другие. Наша система будет одной из частей конкурентного рынка, где лидером будет тот, кто предложит самый простой, удобный и выгодный сервис», — говорит Александр Ворошнин.
Чтобы воплотить этот образ будущего, компании предстоит разрешить множество технических сложностей:
В результате общая цифровизация сделает грузовые перевозки быстрее и проще для клиентов, поможет увеличить товарооборот и в конечном счете внесет свой вклад в рост российской экономики.
Будущий цифровой сервис обеспечит клиентам из сегмента малого и среднего бизнеса возможность дистанционной подачи заявки на международную перевозку товаров и ее согласование оператором