Одни цифровые изменения сразу становятся заметны пассажирам, другие спрятаны «под капотом» железнодорожных систем. Те и другие делают железнодорожные поездки проще и комфортнее.
Ежегодно услугами РЖД пользуются более миллиарда людей — компания обеспечивает четверть пассажирооборота страны. Поэтому самая заметная для внешней аудитории часть цифровой трансформации — это именно цифровизация пассажирского комплекса. Она идет в двух направлениях:
Одним из самых масштабных и заметных из всех цифровых изменений пассажирского комплекса стал переход на электронные билеты. В 2007-м по ним проехали первые пассажиры, а в 2023 году сложно представить себе жизнь без этого, к октябрю в электронной форме оформлялось 77% билетов. Для внедрения цифрового формата пришлось преодолеть ряд сложностей, причем не только технологических.
«Нам требовалось создать систему, надежную в плане бронирования, оплаты и возврата билетов, сделать удобные интерфейсы, — рассказывает начальник департамента пассажирских перевозок РЖД Николай Костенко. — Но самым важным было трансформировать сознание пассажиров, чтобы они перешли от покупки билета в кассе на вокзале или в агентстве на сайты или в мобильное приложение и стали доверять нашим ИТ-ресурсам».
«Сейчас мы работаем над увеличением доли электронных билетов в пригородном сообщении — все больше пассажиров выбирают этот способ оплаты поездки, при этом бумажный проездной документ при посадке в вагон уже не нужен, его можно предъявить контролеру или на турникете прямо с экрана смартфона, — поясняет заместитель начальника департамента информатизации РЖД Юрий Данилов. В ближайшее время услуга оплаты с использованием системы быстрых платежей и технологии бесконтактной валидации станет повседневной нормой. Также РЖД работает над переводом в цифровую плоскость и небилетных услуг, например сервисов вокзалов, обслуживания в поездах, перевозки автомобилей, багажа, посылок и животных. Уже сейчас в «Сапсанах» пассажиры могут с помощью бортового веб-портала заказать чай, кофе или питание прямо к месту».
Еще одно цифровое решение, которое сегодня кардинально меняет представление о железнодорожных путешествиях, — это мультимодальные пассажирские перевозки. Проект РЖД позволяет в одном заказе организовать поездку разными видами транспорта: через мобильное приложение или сайт пассажир оформляет маршрут не только поездом, но и самолетом, автобусом и даже водным транспортом.
«Мы разрабатываем решения, которые обеспечат связанность разных участников перевозочного процесса, чтобы дополнить поиск составных маршрутов дополнительными услугами и сервисами, а единый заказ — инструментами защиты пассажира от изменений в составляющих поездки, — рассказывает Юрий Данилов. — Технологии позволяют создать удобную среду для пассажиров, где все под рукой, на расстоянии одного клика, начиная с покупки билета и заканчивая размещением в отеле. Кроме того, мы расширяем доступные клиентам возможности и запустили цифровую туристическую платформу, где помимо поездок можно забронировать туры, экскурсии, проживание и санаторное лечение в России и сопредельных странах».
Есть и другие цифровые решения, уже замеченные пассажирами. Так, в 2023 году на малых станциях, где нерентабельно держать кассу или информационное табло, разместили QR-коды. Направляя на них камеру, пассажиры попадают на страницу с расписанием поездов по конкретной станции и могут сразу купить на них билеты. В 2023 году началось активное тиражирование ПО для кассиров, которое позволяет приобретать проездные документы на все виды транспорта. К примеру, на пригородной станции в Татарстане можно оплатить билет до Якутска или на поезд дальнего следования до Минска.
Проект РЖД позволяет
в одном заказе организовать поездку разными видами транспорта
За каждым улучшением стоит огромная работа. Например, пассажирам, которым положены федеральные льготы на проезд железнодорожным транспортом, больше не нужно приносить в кассу подтверждающие документы, при покупке онлайн право на льготу проверяется в мобильном приложении или на сайте. Чтобы добавить такую функцию, разработчики интегрировали базы данных РЖД с государственными, выполняя соответствующие требования по отказоустойчивости и защищенности систем. Сейчас идет аналогичная работа по интеграции с базами данных о региональных льготах.
Иногда для развития своих цифровых сервисов РЖД приходится решать сложные технические задачи, на первый взгляд вообще очень далекие от железных дорог. Пример — Wi-Fi в поездах. Компания стремится предоставить пассажирам бесшовный доступ в интернет — такой, чтобы от подключения к беспроводной сети на вокзале и последующей посадки в поезд и до прибытия на станцию назначения можно было выходить в интернет со своего гаджета без обрывов связи и дополнительных авторизаций.
«Сейчас доступ в интернет идет через существующие мобильные сети, — объясняет Николай Костенко. — Увы, хорошим покрытием охвачены только города-миллионники, а вдали от них связь не всегда стабильна. Операторы готовы где-то расширять зоны покрытия, но не могут работать исключительно под нас. Пока приходится возить в каждом поезде свой сервер, чтобы дать пассажирам хотя бы ограниченный доступ к контенту, но мы готовим более удобное решение».
Во-первых, компания разрабатывает собственные базовые станции —
как у традиционных операторов сотовой связи.
Во-вторых, на основе этих станций планируется построить собственные сети беспроводной передачи данных вдоль железнодорожных магистралей.
В-третьих, в РЖД и дочерних компаниях прорабатывают внедрение технологии Radio Ethernet. Она позволяет агрегировать ресурс разных сетей мобильной связи и спутниковый интернет, бесшовно переключаясь между технологиями радиодоступа.
Компания стремится предоставить пассажирам бесшовный доступ в интернет
«Внутренние» направления цифровизации незаметны пассажирам, но обеспечивают качество основных услуг РЖД. В первую очередь это «Экспресс» — система управления пассажирским комплексом.
«На ней основано множество решений для пассажирооборота: бронирование билетов, финансовые расчеты между железнодорожными администрациями и перевозчиками, аналитика поездок и многое другое, — поясняет Николай Костенко. — Она отвечает всем современным потребностям и используется не только в России, но и в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и еще в девяти странах».
Другой пример — система планирования маршрутной сети. Она собирает информацию из разных источников: статистику поездок из «Экспресса», запросы на сайте и в приложении РЖД, данные операторов сотовой связи и не только. Всю эту информацию система анализирует и дает рекомендации, которые учитываются при запуске новых маршрутов и оптимизации существующих. Например, она может «подсветить» ситуации, когда между городами без прямого железнодорожного сообщения возникает явная потребность в нем. В этом же ряду система управления, обеспечивающая все необходимое для продажи билетов на пригородный транспорт.
Также в РЖД ведется более десяти проектов на основе искусственного интеллекта, в частности готовится к старту беспилотная «Ласточка» с компьютерным зрением. Пассажиры вряд ли увидят изменения в кабине, но обязательно оценят запуск беспилотников, поскольку это на четверть сократит интервал движения поездов.
По внутренним оценкам, ОАО «РЖД» по уровню цифровизации входит в число мировых лидеров среди железнодорожных компаний, а мобильное приложение — в мировое топ-3 своего класса. На будущее для пассажирского комплекса РЖД также определены масштабные планы цифрового развития.
«Принимая во внимание современные тенденции в области платформ мобильных ИТ-решений, обновление приложения «РЖД Пассажирам» требует пересмотра его логики, технологической архитектуры, — рассказывает Юрий Данилов. — Среди основных направлений, по которым ведется работа, можно перечислить улучшение интуитивно понятного интерфейса и удобный клиентский путь к необходимым сервисам — единую авторизацию с программой лояльности «РЖД Бонус», упрощение сценария выбора нескольких мест, интеграцию с геокартами. Еще мы разрабатываем новые сервисы и технологические решения: у пассажиров появится возможность отслеживать билеты нужного типа и получать информацию о действующих услугах в интерактивном режиме».
«Со временем мы хотим преобразовать наше мобильное приложение в суперапп — многофункциональное приложение для решения широкого профиля пользовательских задач, — говорит Николай Костенко. — Это позволит связать все наши сервисы в области транспортных и нетранспортных услуг: туризма и бронирования отелей, беспроводной связи, медицины (есть и такое направление) и других, — а также услуги наших партнеров».
Также планируется персонализация предложений каждому пассажиру на основе опыта коммуникации с ним и дальнейшее развитие мультимодальности. В итоге цифровые решения должны объединиться в единое цифровое пространство ОАО «РЖД», в котором будет происходить все взаимодействие пассажиров с компанией.
В РЖД ведется более десяти проектов на основе искусственного интеллекта, в частности готовится к старту беспилотная «Ласточка» с компьютерным зрением